В декабре 2025 года в Республике Башкортостан был проведён Республиканский конкурс учебно-исследовательских проектов «Творческое наследие В.И. Даля – 25». Мероприятие реализовано в рамках плана, посвящённого празднованию 225-летия со дня рождения выдающегося русского лексикографа, писателя и этнографа Владимира Ивановича Даля.
В конкурсе приняли участие 46 студентов из профессиональных образовательных организаций Республики Башкортостан. Среди участников — 17 обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) и 29 студентов, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Целью конкурса являлась пропаганда жизни и творческого наследия В.И. Даля, а также повышение уровня культуры исследовательской деятельности обучающихся.
Основные задачи мероприятия:
- Формирование интереса к личности и творчеству В.И. Даля;
- Развитие аналитического, критического и исследовательского мышления студентов;
- Углубление теоретических и практических знаний в процессе выполнения учебно-исследовательской работы;
- Создание условий для интеллектуального развития и поддержки одарённых обучающихся.
Проведение Конкурса способствовало созданию условий для осознания важности сохранения культурно-исторического наследия и воспитания чувства гордости за национальную культуру у нового поколения.
Экспертная комиссия оценивала представленные работы на основе следующих критериев:
- Целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая);
- Логичность, связность и завершённость;
- Структурная упорядоченность;
- Актуальность и практическая значимость исследования;
- Доказательность и наличие самостоятельных суждений;
- Качество языка, уровень владения терминологией и грамотность;
- Корректность работы с первоисточниками;
- Соответствие требованиям к оформлению.
По итогам оценки работ членами жюри были отмечены также типичные недостатки, на которые следует обратить внимание при подготовке будущих исследований: в ряде работ не указаны цели, задачи, предмет и объект исследования, гипотеза, практическая значимость, ряд работ не соответствует жанру, в ряде работ встречаются опечатки и недоработки в оформлении текста.
Рекомендацией конкурсной комиссии стало проведение повторного инструктивно-методического вебинара для преподавательского состава профессиональных образовательных организаций Республики Башкортостан с детальным разбором типичных ошибок, выявленных в ходе конкурса.
Конкурс завершён, но работа с наследием Даля и, что важнее, над качеством студенческой науки – продолжается.
Протокол и дипломы доступны по ссылке — https://disk.yandex.ru/d/kyHVVkJ71cPogg

